Рубрики
Дипломные

Методы исследования в дипломной работе

С термином «методами исследования» студент знакомится задолго до написания дипломного проекта. При написании курсовых работ во введении студенты перечисляли виды и способы, применявшиеся в процессе работы над своим курсовым проектом.

Ниже мы постараемся подробно рассказать о понятии «методов исследования», рекомендациях для использования в дипломном проекте в различных тематиках и об особенностях данных методов.

О термине «методы в дипломной работе»

Принципы мировоззрения, используемые по отношению к процессам познания, представляют собой методы исследования, применяемые в дипломном проекте.

Методология исследования заключается в соотнесении данных собственного исследования с другими прикладными науками, главной из которых является философия.

Наука использует большое количество методов. Мы затронем только виды методов, используемых в дипломной работе. Их выбор, в первую очередь, зависит от целей и задач, поставленных в работе. Исходя из них, студент определяет методы для своего дипломного проектирования.

Классификация методов

Методы, применяемые в дипломном проекте, делятся на:

  • общие (универсальные, теоретические)
  • частные (практические или эмпирические)

Давайте более подробно остановимся на каждой группе, чтобы обоснованно выбрать нужный метод для решения конкретной проблемы.

Для выбора наиболее обоснованного метода при решении определенной задачи, рассмотрим более подробно каждую группу.

Теоретические методы

Служат для классификации фактов в работе и являются универсальными.

Методы, используемые при написании дипломной работы, следующие:

Анализ

Используется наиболее часто при написании дипломной работы.

Методами анализа в дипломном проекте пользуются для разделения описываемого предмета или явления на свойства и признаки для более глубокого его изучения.

Примерами данного метода могут быть: сравнение характеристик различных моделей автомобилей, сравнение различных художественных стилей, сравнение стилей выражения писателей.

Синтез

Этот метод является противоположным предыдущему и применяется для соединения отдельных элементов, таких так признаки или свойства, в одно целое, для подробного изучения.

Данный метод исследования является распространенным в анализе и присутствует в качестве основного элемента, объединяющего различные результаты анализа.

Моделирование

В данном методе реальный объект исследования переносится в искусственную модель. Целью является моделирование успешных ситуаций для получения труднодостижимых в действительности итогов.

Аналогия

В этом методе по определенным признакам ищутся сходства предметов.

Дедукция

С помощью данного метода можно сделать выводы о предметах и явлениях на основании данных большого количества мелких или частных признаков.

Индукция

Метод, являющийся противоположным первому. Позволяет делать выводы переходя от общей картины к деталям.

Обобщение

Является схожим с дедукцией. Тут также вывод о предметах или явлениях делается на основе мелких деталей.

Обобщение методов бывает:

  • индуктивное или эмпирическое обобщение – переход от конкретных характеристик предмета к общим
  • Аналитическое обобщение – является переходом мыслительного процесса от одного мнения к другому без применения эмпирической действительности.

Классификация

Этот метод занимается делением явления или предмета на группы в соответствии с определенными признаками.

Данный метод призван сделать информацию более четкой, понятной для усвоения и структурировать ее.

Классификация происходит на основании различных признаков, таких как:

  • физические свойства (размер, вес, объем)
  • материал (пластик, фарфор, металл, дерево)
  • жанры (живопись, литература, скульптура)
  • архитектурные стили

Классификация может проходить и по другим факторам (хронологическим, геополитическим и проч.).

Абстрагирование

В этом методе происходит конкретизация определенного свойства явления или предмета, требующего изучения в рамках исследования.

Основным моментом в абстрагировании является изучение конкретного свойства явления или предмета, не беря во внимание его остальные характеристики.

Формализация

С помощью данного метода передается сущность или структура объекта или явления через использование формул, схем или символов.

Конкретизация

В данном методе применяется детальное изучение явления или объекта в реальных условиях.

Аналогия

Данный метод состоит в проведении определенной грани к схожему объекту исследования явления или предмета, зная его определенные характеристики и свойства. На основе полученных данных делаются некоторые выводы.

Данный метод не является максимально эффективным и верным, но применяется довольно часто, особенно в случаях невозможности изучения явления или предмета напрямую. Например, в процессе исследования схожих с Землей планет, на основании их свойств и условий для возможного заселения.

Частные или практические методы

Практические методы, наравне с теоретическими, используются при написании дипломной работы, в зависимости от явления или объекта. Данные методы заключаются в особом способе изучения, сбора и обработки информации, а также проведения экспериментов.

Частные методы исследования обычно используются для сбора некоторых данных об объекте или явлении. С помощью этих методов проще выявить и описать новые предметы и явления, а также выявить закономерности и доказать гипотезы.

Ниже предлагаем ознакомиться с наиболее распространенными практическими методами при написании дипломного проекта.

Наблюдение

Данный метод заключается в объективном восприятии действительности для сбора данных об отношениях объектов исследования и их свойств.

Сравнение

Этот метод является одним из самых популярных. Он применяется для сопоставления нескольких предметов исследования по определенному признаку.

Измерение

В основе метода измерения находится определение числовых значений каких-либо показателей. Метод является достаточно точным.

Эксперимент

Данный метод является воспроизведением явления или наблюдения в конкретных условиях.

Также этим методом является проведение опытов с целью проверки и подтверждения или опровержения определенных тезисов. Во время проведения эксперимента должны присутствовать такие моменты, как доказательность и повторяемость. Задачей эксперимента является способность к воспроизведению, а также наглядной демонстрации или открытия определенного свойства.

Наблюдение

Этот метод является основным при проведении любого исследования. Он открывает научное познание.

Суть метода наблюдения за объектом заключается в исследовании и фиксации важных изменений или положений (свойств, реакции).

Измерение

Этот метод является одним из самых эффективных. При его использовании проводят фиксацию различных физических параметров исследуемого объекта, например — рост, длина, объем, вес с использованием единиц измерения.

Полученный в ходе применения данного метода результат фиксируется в числовом значении.

Моделирование

Модель представляет собой уменьшенный структурированный образ или имитацию определенного объекта.

Моделирование бывает:

  • предметное (воспроизведение отдельных частей объекта);
  • знаковое (используется в формулах, схемах, чертежах);
  • Мысленное (проведение действий в мысленном или виртуальном мире).

Моделирование часто распространено при конструировании автомобилей, сооружений, разработке новейших технологий и т.п.

Беседа и интервью

Суть данных методов заключается в общении с людьми, обладающими важной информацией об исследуемом явлении или предмете.

Интервью является более регламентированным и структурированным порядком, в ходе которого собеседник отвечает на конкретно поставленные вопросы, подготовленные заранее. Задающий вопросы человек никак не высказывает свое мнение.

Опрос и анкетирование

Эти методы схожи между собой и заключаются в заранее подготовленных вопросах, на которые нужно найти ответы. Отвечающие, как правило, имеют несколько вариантов ответов.

Отличие данных методов заключается в форме проведения. Опрос бывает письменным или устным. Анкетирование производится в компьютерной или письменной форме. Во время анкетирования также иногда возможно давать ответ в графическом виде.

Описание

Этот метод имеет сходство с методом наблюдения. Но в нем фиксируются не только явления и поведение, но и признаки, внешний вид изучаемого объекта.

Другие частные методы

Нижеперечисленные частные методы исследования используются в зависимости от специализации студентов:

  1. Экономика. Анализ: динамический, нормативный, позитивный, функциональный, статический. Метод финансовых коэффициентов. Экономико-математическое моделирование. Метод единства логического и исторического. Сценарный метод прогнозирования экономических явлений. Метод «прочих равных условий». Построение экономических моделей.
  2. Педагогика/Психология. Беседа. Интервью. Изучение результатов творчества учеников. Включенное наблюдение. Изучение групповой дифференциации. Опрос и анкетирование. Шкалирование. Педагогическое контрольное тестирование и испытания. Ранжирование. Регистрация.
  3. Филология. Анализ: Дистрибутивный, дискуссионный, семантический, композиционный, контекстный, дискурсный, мотивный, интертекстуальный. Контент-анализ. Биографический метод. Дифференциальный анализ оппозиций. Лексикографическая статистика. Семиотический метод. Дихотомия. «Конкретное литературоведение». Нарративный метод. Трансформационный анализ и синтез.

Другая методология

По академику А.Я.Флиеру методы, используемые при написании дипломной работы делятся на гуманитарные и социально-научные.

Гуманитарные методы

  • Исторический – описание истории культуры в соответствии выстраивания линейно-хронологической последовательности явлений и событий.
  • Герменевтический – изучение культуры с помощью раскрытия и дешифровки первоначальных смыслов культурных явлений зародившихся при создании.
  • Феноменологический – исторические культурные факты трактуются в точки зрения явности их наблюдателю и ищутся смыслы в них, актуальные вне исторической связи.
  • Историко-психологический – изучение исторической динамики культуры с позиций выявления в ней стадийных цивилизационных типов социально обусловленных сознанием и состоянием психики.
  • Культурный символизм и постструктурализм – в данной методологии материал интерпретируется в контекстуальных рамках, устанавливаемых авторами исследований по различным основаниям. Методология трактует его как предельно неполный по своей символико-смысловой познаваемости.

Научные и социальные методологии

  • Эволюционизм – культура исследуется с позиций признания ее прогрессивного роста через поэтапное усложнение структур (формационная теория, ответвления эволюционизма, неоэволюционизм, диффузионизм, культурный материализм).
  • Волновые и циклические модели культурной динамики – культуры описываются в качестве отдельных самодостаточных цивилизаций. Происходящие в них процессы представляют собой замкнутый цикл или повторяющиеся волновые движения.
  • Структурный функционализм – интерпретирует культурно-исторические процессы как фундаментальные и решающие имманентные социальные задачи по удовлетворению потребностей и интересов людей.
  • Структурализм – занимается описанием культурно-исторических объектов с позиций поиска в них соотношения понятийного и вещественного аспектов, анализом устройства культуры как системы знаков.
  • Пограничные методологии – занимаются определением новых проблемных областей культурно-исторической науки, постмодернизма.

Особенности написания методов в дипломной работе

Вышеописанные методы познакомили вас с ними и дали понимание по использованию их в вашем дипломном проекте.

Примеры речевых конструкций, используемые при формулировке методов исследования и методологии:

  • В основе данной работы находятся положения … методологии.
  • работа основана на определенных положениях … методологии
  • методологическая база/основа исследования составлена положениями … методологии
  • В работе / исследовании используются следующие методы …, методы исследования – это… и т.п.

Желательно в работе указать, какие деятели науки изучали данную проблему. В истории исследования положительным будет упоминание исторического контекста или рассказа, что смогли добавить к предыдущим данным современные авторы. Упоминание ученых следует приводить в хронологическом порядке.

Ниже приводим список стандартных конструкций, применяемых при написании методов исследований:

  • изучение … относится к …,
  • в … веке … были подробно описаны и изучены …,
  • проблемами … занимались изучением …,
  • большой вклад в исследование проблемы … внесла …/внес исследование/работа/труд …,
  • важное значение имеют труды …,
  • работы недавних лет позволяют говорить о …,
  • опыт истории … указывает, что …,
  • в текущее время преобладающей точкой зрения является …,
  • данный подход типичен для …,
  • начало изучению данного вопроса было связано с трудами …, в работах …,
  • значительное место в работах … занимает теория …,
  • в числе изучаемых в этом русле задач можно назвать …,
  • ……. подробно описано в работах …,
  • связь …приведена в … и т.д.

При написании заключения упор необходимо сделать на описание структуры работы следующими типичными конструкциями:

  • Структура работы, определенная вышесказанным, состоящая из введения,…, глав, списка литературы, заключения, приложений (указываются, если есть в работе).
  • Задачи, цели и логика исследования определили структуру работы, состоящую из…;
  • Во введении пишется характеристика работы, важность темы и социальная значимость. Определяются задачи, цели, методологическая основа и методы исследования, приводится краткий обзор изученности темы.
  • первый раздел посвящен …,
  • В третьей главе говорится/рассматривается о …, во второй главе были рассмотрены…, третья глава начинается с  …, затем…;
  • В заключении представлены выводы по проекту / в заключении описаны основные выводы и т.п.

Заключение

В данной статье были приведены многие, но далеко не все методы, используемые при написании научных статей. С самыми основными и часто применяемыми мы вас познакомили.

При выборе методов для своей работы старайтесь учитывать и помнить о их обоснованности и современности. Не используйте устаревшие методы. Для решения каждой задачи требуется свой метод, который должен согласовываться с задачами исследования.

Поделиться

0Shares
0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *