Курсовой проект, как и любая другая научная работа, является структурированным исследованием из предварительно собранного, систематизированного и обработанного материала. Методологии в этом процессе отводится важное место.
Метод анализа представляет собой набор методов, используемых автором в процессе написания своей работы. Общелогические методы, такие как анализ, являются базовыми и наиболее часто используемыми. В работе со всеми видами информации требуется аналитический подход, который иногда применяется, даже не подозревая о нем. Ниже будут рассмотрены нюансы и особенности метода анализа.
Суть аналитического метода
«Метод анализа» с точки зрения понятия словесной формулировки предполагает умозрительное или фактическое разложение исследуемого объекта, предмета, процесса, явления на его структурные элементы с целью изучения всех его возможных физико-технических характеристик, функциональных особенностей и свойств. В процессе написания научной работы материал делится на структурные единицы, которые изучаются. При рассмотрении систем, возникших в процессе эволюции, данный метод называется «исторический анализ», при этом объект изучается во временном разрезе.
Аналитический метод является ключевым компонентом в каждой научной работе. Ему уделяется наиболее пристальное внимание. При отсутствии затрагивания метода анализа в своем исследовании, студент демонстрирует недостаточно высокий уровень собственных знаний и теоретической неподготовленности в рамках написания своей работы.
Аналитический метод может упоминаться студентом в курсовой работе, потому что этого требуют методические рекомендации, а не на уровне собственного осознания его важности. Из-за этого у преподавателя может возникать много вопросов, а также сформироваться заключение о в корне неверным изучении вопроса и непонимании его студентом.
Виды методов анализа
Основываясь в основном на аналитическом методе, ученик, в большей степени, может полагать о степени изученности различных аспектов, относящихся к рассматриваемому в курсовой работе вопросу. Блок введения работы, в котором происходит рассмотрение литературных источников и трудов специалистов, изучающих профильную тему, в большей части основан на методе анализа. Основные источники для формирования материала следующие:
- научные работы, написанные авторитетными учеными, работавшими в теме, аналогичной написанной студентом работы;
- монографии в представлении групп специалистов;
- очерки, статьи, заметки;
- мемуары и т.п.
При рассмотрении большого количества источников информации по теме работы автором, он глубоко погружается в материал, максимально изучает рассматриваемый предмет или явление. Наиболее ценным является построение работы на детальном исследовании архивных источников данных.
Как выше было сказано, аналитический подход относится к общелогическим методам. Индивидуализация анализа зависит от профильности направления исследования. Таким образом происходит появление частно-научных видов анализа:
- конкретно-социологический;
- системно-структурный;
- сравнительное правоведение и т.п.;
- технико-юридический;
Вышеперечисленные методы и их аналоги позволяют автору в процессе изучения определенного объекта проверять его взаимосвязь с окружением и взаимосвязь его структурных компонентов. Это помогает сделать каждое исследование более цельным, объективным и всесторонним.
Применение метода анализа
При описании методологии в научной работе необходимо всесторонне затронуть метод анализа, четко понять особенности его использования в изучении определенной темы. Ниже приведены два основных способа использования аналитического метода:
- При наработке теоретической базы анализом называется процесс обработки собранной информации. В этом случае студент рассматривает и систематизирует полученные данные под определенным ракурсом.
- В практической части исследования, если решение задачи может быть реализовано различными способами. В случае возникновения необходимости сравнения итоговых результатов и установление оптимальной схемы, при которой можно получить максимальный выигрыш, прирост эффективности, прибыль. Данный набор процедур представляет собой метод анализа.
В первом случае достаточно умственных способностей студента, а также умения систематизировать рассматриваемый материал и выделять важные для работы моменты. На практике же метод анализа требует реальных знаний. При нехватке знаний по дисциплине, в рамках пишущийся курсовой работы, приведение различных способов решения задачи и сравнение полученных результатов, выделение оптимальных путей будущего развития будет очень затруднительно.