Рубрики
Лабораторная работа

Как правильно написать отчет по лабораторной работе

Что представляет собой отчет по лабораторной работе

Отчет по лабораторной работе представляет собой описание проведенного эксперимента, примеры расчетов, результатов и сделанных студентом выводов. Большое внимание уделяется правильному оформлению работы, а также таблицам, иллюстрациям, формулам, а не только содержанию.

Структура отчета

Различные учебные учреждения могут содержать собственные правила по структуре лабораторной работы, которые отличаются от общепринятых. Нижеприведенный вариант используется в большинстве отчетов.

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей отчета. Наверху страницы указывается название учебного заведения и факультета. Ниже пишется заголовок «Отчет о лабораторной работе по дисциплине …» и тема. В правой части страницы требуется указать автора (студента), его группу, ФИО преподавателя. Внизу страницы титульного листа нужно написать город и год составления работы.

Пример титульного листа по лабораторной работе

Номер на титульном листе не ставится, но лист участвует в общей нумерации работы

Введение

Введение является первым после титульного листа разделом работы. Оглавление, в большинстве ВУЗов, в лабораторной работе, как правило, не пишется из-за небольшого объема работы. Во введении автором обозначаются цели и перечисляются решаемые в работе задачи.

Необходимо привести информацию о предмете и объекте исследования, рассматриваемой проблеме и изучаемой научной области. Задачей введения является погружение читателя в суть работы.

Пример написания введения в отчете по лабораторной работе

Отсутствие вводной части делает лабораторную работу неполной

Теоретическая часть

В зависимости от дисциплины, теоретическая часть различная. В химии необходимо описать используемые реактивы и схемы реакций, в физике – привести формулы. В этом разделе приводятся также законы, теоремы, фрагменты программного кода. Все сведения необходимо излагать тезисно, в сжатом виде.

Пример теоретической части в отчете по лабораторной работе (найти в интернете)

Ссылаться на литературные источники при выборке сведений в лабораторной работе не требуется

Практическая часть лабораторной работы

Описание теоретических сведений необходимо для понимания темы работы. В практической же части проводится описание эксперимента. Здесь перечисляется следующее:

  • применяемые материалы, приборы, техническое оснащение
  • метод эксперимента (обычно описан в методичке)
  • Процесс выполнения лабораторной работы студентом

Практическая часть должна быть составлена таким образом, чтобы можно было понять самостоятельность выполнения действий автором и их воспроизвести.

В конце практической части, как правило, составляется таблица с отображением полученных результатов и начальных условий (не всегда). При наличии промежуточных условий их тоже необходимо занести в таблицу.

Пример практической части в отчете по лабораторной работе

Данные с сильными отклонениями в таблицу можно не вносить, если необходимо определенная чистота эксперимента

Заключение

Подведение итогов выполненных задач проводится в заключительной части, где перечисляются полученные данные и делаются на их основе собственные выводы.

Пример заключения для отчета по лабораторной работе

В некоторых учебных заведениях бывает достаточно указать результаты эксперимента без выводов

Требования к оформлению лабораторной работы

Отчет должен быть оформлен в соответствии с требованиями учебного заведения или кафедры. Лучше всего ориентироваться на методичку, в которой прописываются все требования, так как со временем некоторые моменты могут меняться (такие как название Министерства образования РФ, название вашего учебного заведения и др.)

Рамка отчета по лабораторной работе

В ряде технических учебных учреждений отчет по лабораторной работе требуется оформлять на страницах с рамкой. Правила ее оформления могут различаться в зависимости от учебного заведения и описаны в методичке к лабораторной работе.

Пример отчета по лабораторной на листах с рамкой

Чтобы не рисовать рамку самостоятельно, ее можно выбрать из готовых шаблонов, подкорректировав параметры

Иллюстрации

Графические элементы необходимо пронумеровать и подписать арабскими цифрами. Ссылка на иллюстрацию должна следовать сразу за текстом, после нее необходимо разместить изображение. Изображения должны быть одинакового размера. Если они небольшие, их можно объединить по несколько штук в ряд, подписывая 6а, 6б, 6с.

Пример оформления иллюстрации

Если изображение больше формата А4, его необходимо вынести в приложение

Формулы

Ссылка на формулу в тексте размещается сразу после двоеточия. Формулы в отчете по лабораторной работе необходимо отформатировать по правилам для научных текстов:

  1. Формулы должны находиться в отдельной строке и нумероваться или сквозной нумерацией или внутри раздела. Номер пишется в круглых скобках.
  2. Формула должна быть расположена после текста, ссылающегося на него.
  3. При необходимости перенести большую формулу, это можно сделать в знаке равенства или действия.

Пример оформления формул

Не допускается в печатном тексте написание формул от руки

Подсказки на счет составления текста

  1. Перед началом лабораторной работы изучите методичку с форматом отчета для вашей кафедры и составьте краткий план вашего отчета. Это позволит не упустить важные сведения и данные о процессе эксперимента, которые могут быть важными.
  2. При наличии большого количества данных в процессе эксперимента их необходимо сразу вносить в таблицу в требуемом для итогового отчета формате. У вас в наличии будет уже часть напечатанных данных. Это лучше, чем набирать эту информацию позже с черновика.
  3. Можно узнать у старшекурсников о удобных программах для расчетов по данной лабораторной работе, так как в методичках иногда встречаются рекомендации по устаревшему ПО или даже совсем отсутствует информация на эту тему.

Выводы

Итоговый отчет по лабораторной работе должен содержать информацию о выполненном исследовании, теоретические факты, полученные результаты и сделанные выводы.

Помните, что не только содержание работы учитывается при ее оценке, но и оформление. Требования могут отличаться в различных учебных учреждениях. Ознакомьтесь с архивными отчетами и стандартными шаблонами вашей кафедры.

Поделиться

0Shares
0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *